About Conference

A number of NGOs in Kyrgyz Republic, namely, Development Policy Institute, Kyrgyz Stock Exchange Press Club, Alliance for Transparent Budget, Club of Private Investors, under the support of State Service for Supervision of Financial Markets of the Kyrgyz Republic initiate to arrange and conduct the First International Forum tentatively entitled "Financial literacy of population and economic journalism as a factor of stability and the fight against poverty” under the auspices of the Kyrgyz Republic.

Goals of the Conference:

  • Experience exchange on education the general public on economic and financial literacy;
  • Exchange of experience on implementation of non-governmental programs to improve financial literacy;
  • Development and implementation of government programs on teaching public the financial and economic literacy;
  • Exchange of information about the state of economic journalism, the search for new forms and ways of its development;
  • Development of recommendations to improve the coverage of the economy in the mass media.

As potential participants of the Conference the representatives of government agencies, the media and NGOs in Kyrgyzstan, Kazakhstan, Tajikistan, Russia, France, Czech Republic, Georgia, Azerbaijan, Belarussia and Ukraine can be considered.

Conference took place on October 7 -8, 2011 in Kyrgyzstan on the shore of the Issyk-Kul lake - hotel "Ak Maral" (Baet village, Issyk-Kul Oblast).

 

BACKGROUND

At present, the Kyrgyz Republic, as well as for other countries with economies in transition, it becomes extremely urgent problem of improving the economic literacy of the population. Economically illiterate population is not able to fully utilize the opportunities provided by market economies, to take decisions that improve their financial situation. All this adversely affects the economic growth of the country as a whole. But the worst is not it - the lack of mass knowledge about the economy, the financial literacy of the poor creates favorable conditions for political instability.

Hyperactivity of the people in the political arena is caused by his ignorance. People see the unequal distribution of wealth, but do not understand its causes. Maximum access to public wealth receive the most informed and educated members of society. All of the poorest countries are particularly common features from the rest of the world: 1) the population does not understand the market economy, cannot use financial services (particularly credit) market, is not involved in the redistribution of the world's financial resources, 2) hyperactivity in the population policy, the country is regularly shaken political crises, and 3) there is the greatest separation between the richest and the poorest. In other words, poverty is generated by illiteracy, poverty, insecurity is generated. In Japan, for example, the state is engaged not only adult education financial issues, but also to constantly inform each Japanese farmer, what kind of policy on the market he has to choose to achieve commercial success. Where awareness, where the correct choice, there is stability.

Negotiation with colleagues from Central Asia and Caucasus suggest that similar problems to the same extent relevant to Kazakhstan, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan, Armenia, Georgia, Azerbaijan and Moldova (quiz at the international conference "20 years of the Berlin Wall fell," November 2009, Kiev).

At the same time in these countries, as in Kyrgyzstan, the single attempts made to influence the situation. Some experience is in Pakistan, Egypt, the Baltic countries and Eastern Europe. Thus, we can conclude that the problem is global and affects the living standards of these countries. Problem illustrates the words of former World Bank President James Wolfensohn: "Over 1.2 billion people on Earth are less than one dollar a day ... To overcome poverty, to facilitate access to information and significantly improve its quality. Knowledgeable people to easily make the right choice ...». There is a need to combine efforts, share experiences and to search for further implementation of successful forms of improving the financial and economic literacy of the population through the media, NGOs and governments.
 

Organizers:

  • The State Service of Regulation and Supervision of the Financial Market of the Kyrgyz Republic
  • Development Policy Institute
  • Kyrgyz Stock Exchange Press Club
  • Club of Private Investors

Partners:

  • CIPE
  • Soros - Kyrgyzstan Foundation
  • Organization for Security and Co-operation in Europe

О конференции

Ряд неправительственных организаций Кыргызской Республики, а именно Институт политики развития, Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи, Альянс «За прозрачный бюджет», Клуб частных инвесторов, при поддержке  Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР, выходят с инициативой организации и проведения под эгидой Кыргызской Республики Первого Международной конференции под условным названием «Финансовая грамотность и экономическая журналистика как фактор стабильности и борьбы против бедности».

Цели конференции:

  • обмен опытом по обучению широких слоев населения вопросам экономической и финансовой грамотности;
  • обмен опытом по созданию и функционированию Think Thank организаций и образовательных центров (негосударственных и государственных);
  • разработка и реализация государственных программ по обучению населения финансовой и экономической грамотности;
  • обмен информацией о состоянии экономической журналистики, поиски новых форм и путей ее развития;
  • разработка рекомендаций по улучшению освещения экономики в СМИ.
     

Конференция состоялась 7-8 октября 2011 года в пансионате "Ак-Марал" (с. Бает, Иссык-Кульская область). На конференции приняли участие 112 человек из 10 стран (Кыргызстан, Казахстан, Россия, Беларусь, Грузия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Чехия, Франция).

В ходе конференции были проведены панельные дискуссии (5 панелей в соответствии с группами интересов и социальными ролями в процессе повышения финансовой грамотности (начиная инициацией, заканчивая полевой реализацией): государство (органы управления и законотворцы), система образования (средняя и высшая школа), бизнес, гражданское общество, и средства массовой информации. Вопросы для работы групп были составлены заранее и звучали для всех одинаково. Они включали в себя такие вопросы, как:

  1. Какова роль данной группы в повышении финансовой грамотности?
  2. Какие изменения нужны внутри группы, чтобы развернуть работу по повышению финансовой грамотности? Для СМИ свои особенности:
    a. Должен или не должен меняться контент в «народных» (массовых) СМИ в сторону экономики?
    b. Отражается ли изменение контента в сторону экономики на успешности СМИ как бизнеса?
    c. Как «победить» некомпетентность и нежелание редакторов заниматься экономическими темами?
    d. Что сделать (совместные проекты) для журналистов, экспертов и редакторов из стран СНГ по развитию экономической журналистики?
  3. Какие механизмы могут быть использованы в рамках полномочий данной группы?
  4. Каковы могут быть источники финансирования применения данных механизмов?
  5. Критерии измерения (индикаторы) успеха / неуспеха при реализации механизмов? 

По итогам работы в группах, а также конференции в целом, был разработан краткий план дальнейших действий по выполнению рекомендаций в отношении СМИ и направлено письмо в адрес Правительства Кыргызской Республики, сопровождающее разработанные рекомендации (альтернатива резолюции).

Описание проблемы

В настоящее время для Кыргызской Республики, как и для других стран с переходной экономикой чрезвычайно актуальной становится проблема повышения экономической грамотности населения. Экономически безграмотное население не способно в полной мере использовать возможности, предоставляемые рыночной экономикой; принимать решения, способствующие улучшения своего материального положения. Все это негативно сказывается на экономическом росте страны в целом. Но самое страшное не это – отсутствие массовых знаний об экономике, финансовой грамотности малообеспеченных слоев населения создает благоприятные условия для политической нестабильности.

Гиперактивность населения на политическом поле вызвана его невежеством. Люди видят неравное распределение благ, но не понимают его причин. Максимальный доступ к общественным богатствам получают наиболее информированные и образованные члены общества. Все наиболее бедные страны отличаются общими чертами от остального мира: 1) население не понимает рыночной экономики, не может пользоваться услугами финансового (в частности, кредитного) рынка, не участвует в перераспределении мировых финансовых ресурсов; 2) население гиперактивно в политике, страны регулярно потрясают политические кризисы и 3) наблюдается наибольшее расслоение между самыми богатыми и самыми бедными. Иными словами, бедность порождена неграмотностью, нестабильность порождена бедностью. Бедность же не в карманах, а в головах. В Японии, например, государство занимается не только обучением взрослых финансовым вопросам, но и постоянно информирует КАЖДОГО японского фермера, какую политику на рынке ему нужно выбрать, чтобы добиться коммерческого успеха. Где осведомленность, где правильный выбор, там и стабильность.

Переговоры с коллегами из стран Центральной Азии и Кавказа показывают, что подобные проблемы в той же мере актуальны для Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Грузии, Азербайджана и Молдовы (блиц-опрос на международной конференции «20 лет падения Берлинской стены», ноябрь 2009 г., Киев).

В то же время в этих странах, как и в Кыргызстане, предпринимаются одиночные попытки повлиять на ситуацию. Некоторый опыт есть в Пакистане, Непале, странах Восточной Европы (полевой форум по экономической журналистике, март 2011 г., Стамбул). Таким образом, можно констатировать, что данная проблема носит глобальный характер и существенно влияет на уровень жизни населения упомянутых стран. Проблему иллюстрируют слова бывшего главы Всемирного банка Джеймса Вулфенсона: «Свыше 1,2 млрд. жителей Земли имеют доход менее одного доллара в день... Чтобы побороть бедность, нужно облегчить доступ к информации и существенно повысить ее качество. Осведомленным людям проще сделать правильный выбор...». Налицо необходимость объединения усилий, обмена опытом для поиска и дальнейшего внедрения успешных форм повышения финансовой и экономической грамотности населения с помощью СМИ, НПО и правительств.
 

Организаторы:

  • Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком КР
  • Институт Политики Развития
  • Клуб частных инвесторов
  • Пресс-клуб Кыргызской Фондовой Биржи

Партнеры:

  • Центр международного частного предпринимательства (CIPE)
  • Фонд Сорос - Кыргызстан
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)